Шимпанзе, гориллы и орангутаны накапливают мутации гораздо быстрее, чем люди. Этот факт заставляет пересмотреть время, когда разошлись наши эволюционные пути. При этом новая датировка заметно лучше соответствует палеонтологическим данным.
Такие выводы опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution группой во главе с Сёреном Безенбахером из Орхусского университета в Дании.
Множество исследований последних лет позволили выяснить, с какой частотой в геноме человека появляются новые мутации. Для этого исследователи анализируют ДНК детей и родителей и обращают внимание на варианты генов, которые появились только у потомства.
"За последние шесть лет было сделано несколько крупных исследований на людях, поэтому мы обладаем обширными знаниями о количестве новых мутаций, которые происходят у людей каждый год. Однако до настоящего времени не было никаких хороших оценок частоты мутаций у наших ближайших родственников приматов", – говорит Безенбахер.
Авторы исследовали семь семей шимпанзе, две семьи горилл и одну семью орангутангов. Исследователей интересовала величина, важная для эволюционной биологии: количество мутаций в год. При этом учитывается, сколько детёнышей рождается за год и сколько генных изменений несёт в себе каждый из них.
При расчётах вводились поправки на возраст отца и матери по формулам, выведенным для людей. (Известно, что количество мутаций у ребёнка примерно прямо пропорционально возрасту родителей, причём влияние возраста отца заметно сильнее).
Оказалось, что в год в геноме шимпанзе появляется 1,50 ± 0,10 мутаций, в ДНК горилл – 1,51 ± 0,23, а у орангутанов – 1,42 ± 0,22. Все три значения заметно выше характерных для человека. Средняя величина по трём видам составила 1,48 ± 0,08 мутаций в год, что на треть больше, чем у людей.
Таким образом, люди мутируют медленнее своих ближайших родственников – человекообразных обезьян. Это позволяет пересмотреть датировку некоторых ключевых эволюционных событий.
Например, ранее считалось, что последний общий предок человека и шимпанзе жил 6,6 миллиона лет назад. С учётом новых данных эту цифру следует увеличить почти вдвое: 10 миллионов лет назад. Как отмечают авторы, новая датировка лучше согласуется с данными палеонтологии.
Исследование имеет и ещё один аспект. Все виды человекообразных обезьян в природе находятся под угрозой уничтожения. Оценка частоты мутаций позволит биологам лучше понять, что можно сделать для сохранения этих редких животных.
Источник: ВЕСТИНАУКА