История с омолаживающей кровью началась в первой половине 2000-х годов. Тогда исследователи из Стэнфорда обнаружили, что если кровь молодых крыс прокачать через организм старых, то старые в буквальном смысле станут моложе – из их мышц и печени уйдут молекулярные признаки старения, а мышечные стволовые клетки начнут активнее делиться, восстанавливая возрастные клеточные потери.
Снимок мозга больного синдромом Альцгеймера, сделанный в позитронно-эмиссионом томографе.
Феномен стали активно изучать, стараясь найти в крови «фактор молодости», однако результаты получались несколько двусмысленными, пока авторы самого первого исследования с крысами не решили перепроверить свои результаты. В итоге они пришли к выводу, что дело не в каких-то «молекулах молодости», которые с возрастом исчезают из крови, а в «молекулах старости», которые в ней постепенно накапливаются.
Но другие научные группы тоже ставили подобные эксперименты, и порой им удавалось показать, что плазма крови, взятая у молодых мышей, улучшала когнитивные способности старых животных; даже если у этих старых животных были симптомы болезни Альцгеймера. Более того, нечто похожее проделывали и с человеческой кровью: весной мы рассказывали о том, что человеческая пуповинная кровь улучшала память старым мышам.
И вот сейчас дело дошло до того, чтобы действие молодой крови проверить полностью на людях. Девяти пациентам с синдромом Альцгеймера, у которых болезнь была пока что в мягкой или в не очень тяжелой форме, раз в неделю делали инъекцию плазмы крови, взятой у 18–30-летних людей. Некоторым больным вводили не плазму, а просто солевой раствор, чтобы было с чем сравнивать. Через шесть недель пациенты менялись местами: те, кому вводили плазму, начинали получать солевой раствор, и наоборот. Наконец, была еще одна группа из девяти пациентов, которые все время получали только плазму.
До и после «плазменного» курса у участников эксперимента проверяли состояние психики с помощью специальных тестов, а также подробно расспрашивали тех, кто за ними ухаживает. Когнитивно-психологические тесты, оценивающие состояние памяти, внимания и т. д., никакого улучшения не показали – те, кто получал плазму, и те, кому вводили солевой раствор, проходили эти тесты одинаково. С другой стороны, некоторые улучшения были в том, как больные вели себя в повседневной жизни: например, они лучше справлялись с походом по магазинам, им требовалось меньше посторонней помощи, чтобы одеться, прогуляться или приготовить еду. В частности, в том, что касается приготовления еды и прогулок, состояние улучшалось на 4,5 пункта по 30-балльной шкале.
Тем не менее, по мнению некоторых специалистов, такое улучшение может быть просто эффектом плацебо из-за того, что пациенты почувствовали к себе дополнительное внимание и заботу. Как пишет портал Science, если учесть, что когнитивные способности не улучшились, результаты не слишком обнадеживают: молодая плазма, если и действует на альцгеймерический мозг, то совсем слабо.
Однако авторы исследования полагают, что эксперименты здесь нужно продолжать, только использовать нужно уже не плазму целиком, а отдельные ее компоненты; тем более, что в опытах на животных наиболее интересные результаты были как раз тогда тогда, когда брали отдельные фракции плазмы. Предположительно, некоторые плазменные белки могут подавлять полезное действие других белков, и если их разделить, то, возможно, удастся добиться какого-то более заметного положительного эффекта.
Источник: НАУКА И ЖИЗНЬ