Т-лимфоциты кожи стимулируют деление стволовых клеток, отвечающих за рост волос.
Известно, что одной из причин облысения может быть аутоиммунная реакция: иммунные клетки атакуют корни волос, истребляя стволовые клетки, за счет которых волос и растет. Но, как выяснили исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, от иммунитета волосам есть не только вред, но и польза: регуляторные Т-лимфоциты напрямую стимулируют стволовые клетки в корне волоса, побуждая их делиться активнее.
Регуляторные Т-лимфоциты (красным), группирующиеся вокруг волосяных корней.
Вообще регуляторные Т-лимфоциты выполняют очень важную функцию: они регулируют силу иммунного ответа и помогают иммунитету отличать «чужих» от «своих». Если с ними становится что-то не так, иммунитет начинает действовать неадекватно: очень сильно реагирует на незначительные проблемы, а то и вовсе возмущается без повода (в частности, из-за неправильно работающих регуляторных Т-клеток могут возникать пищевые аллергии, когда иммунная система воспринимает безвредные вещества из какого-нибудь продукта как что-то опасное, что нужно изгнать из организма).
Большая часть регуляторных лимфоцитов живут в лимфатических узлах, но некоторые из них постоянно сидят и в других тканях: так, регуляторные Т-клетки кожи, с одной стороны, помогают наладить отношения с нормальной микрофлорой кожи, а с другой стороны, помогают заживлять раны.
Майкл Розенблум и его коллеги, изучающие кожные регуляторные Т-лимфоциты, в какой-то момент заметили, что если удалить их какого-то участка кожи, то здесь перестают расти волосы. Эксперименты на мышах показали, что Т-клетки тесно связаны со стволовыми клетками волосяных корней. Активность корней волос меняется периодически, они то отдыхают, то снова начинают производить клетки, которые потом формируют волос; и вот оказалось, что во время повышенной активности вокруг корня втрое возрастает число регуляторных Т-лимфоцитов. При этом оказалось, что их отсутствие сказывалось лишь в том случае, когда волосяному корню пора было снова генерировать новые клетки; если же корень уже начал «активничать», то удаление Т-лимфоцитов на росте волос никак не сказывалось.
Можно было бы предположить, что лимфоциты активируют рост волос косвенно, через свои противовоспалительные сигналы. Однако в статье в Cell говорится, что противовоспалительные свойства Т-регуляторов тут ни при чем – они, как было сказано выше, напрямую взаимодействуют со стволовыми клетками волосяной сумки, стимулируя их деление с помощью одного сигнального белка. Этот белок регуляторные лимфоциты, сидящие в коже, производят намного больше, чем их «коллеги» в других тканях.
Подводя итог, можно сказать, что стволовые клетки кожи, чтобы запустить рост волоса, ждут прямого молекулярного сигнала от иммунных клеток. Кроме того, что полученные результаты расширяют наше представление о функциях иммунной системы, возможно, в перспективе удастся создать лекарственное средство против облысения, которое будет стимулировать рост волос, действуя через пресловутые регуляторные Т-лимфоциты.
Источник: НАУКА И ЖИЗНЬ