Персонализированная медицина возведена в крайнюю степень: противораковые вакцины создаются для каждого пациента в соответствии со специфическими мутациями его опухоли. Первые клинические испытания позволяют надеяться, что крайность однажды станет рутиной, но только если разработчики лекарств смогут увеличить и ускорить производство препаратов по индивидуальному заказу.
Создание индивидуальных противоопухолевых вакцин стало центральной темой на ежегодной встрече Американской Ассоциации Исследования Рака (American Association for Cancer Research, AACR) в Луизиане 16-20 апреля 2016 г. Исследователи представили первые результаты клинических испытаний, позволяющие предположить, что персонализированные вакцины могут запускать иммунный ответ против опухолевых клеток. Инвесторы с оптимизмом смотрят на перенос результатов в практическую медицину на благо пациентов: за последний год венчурные инвесторы вкладывали деньги в биотехнологические стартапы, развивающие это направление.
Однако некоторые исследователи обеспокоены, что ажиотаж слишком велик, поскольку на пути к внедрению метода в клинику еще множество технических проблем.
Таргетная практика
Предложенная концепция вакцин для лечения рака неподдельно привлекательна. Некоторые белки опухоли мутантны или отличаются уровнем экспрессии от нормальных тканей. Это повышает вероятность того, что иммунная система может распознавать такие белки как чужеродные, особенно если их присутствие было предупреждено вакциной, содержащей фрагменты мутантных белков. В таком случае Т-лимфоциты иммунной системы смогут разыскивать и разрушать опухолевые клетки, несущие мутантный белок.
Десятилетия исследований противораковых вакцин до сих пор приводили лишь к разочаровывающим результатам клинических испытаний, однако недавние достижения, включая ряд препаратов, способных усилить действие вакцин, возродили надежду. Кроме того, секвенирование геномов опухолей позволило выявить ошеломляющее разнообразие мутаций, приводящих к синтезу белков, которые могли бы служить «антигенами», активируя иммунную систему.
В 2015 г. исследователи сообщили, что им удалось запустить иммунный ответ у трех пациентов, страдающих меланомой, введя вакцину, созданную против их потенциального опухолевого антигена. Влияние вакцин на рост опухоли еще не выяснено, но к концу 2015 г. несколько компаний заявило о намерении войти в эту область. Калифорнийский стартап Gritstone Oncology получил от инвесторов 102 млн. долларов США на разработку подхода, а Neon Therapeutics (Кэмбридж) известной биотехнологической компанией Moderna Therapeutics, также находится в Кэмбридже.
Критерии онкологии
Академические исследовательские группы тоже не стоят на месте. На встрече Американской Ассоциации Исследования Рака Роберт Шрайбер из Вашингтонского Университета в Сент-Луисе рассказал о шести текущих исследованиях в его институте, касающихся различных типов рака, от меланомы до рака поджелудочной железы. Онколог-исследователь Кэтрин Ву из Онкологического Института Даны Фарбер также представила данные об исследовании меланомы, продемонстрировав признаки Т-клеточного ответа на вакцину.
Группе Ву потребовалось около 12 недель для создания вакцины, а команда из Вашингтонского Университета достигла успеха за 8 недель. Это может ограничивать лечение медленно прогрессирующих онкологических заболеваний, отмечает Ву.
Выбор меланомы многими исследователями в качестве подтверждения принципа метода лечения неслучаен. Одной из особенностей меланомы является тенденция к накоплению множества мутаций – иногда тысяч, – что дает исследователям широкую возможность выбора тех, которые могли бы служить антигенами. Некоторые исследователи обеспокоены тем, что опухоли с небольшим количеством мутаций могут не подходить для персонализированных вакцин.
Однако Шрайбер отмечает, что ученым удалось создать вакцину для пациентки с глиобластомой, которая часто несет немного мутаций. Однако в данном случае опухоль имела множество мутаций, часть из которых могла быть вызвана предыдущей противораковой терапией.
Число потенциальных антигенов может быть критично. На встрече AACR Тон Шумахер, иммунолог из Голландского Онкологического Института, отметил, что многие мутантные белки, найденные его исследовательской группой, не являются необходимыми для выживания опухоли. В результате опухоль может оставаться недоброкачественной, но станет устойчива к вакцине, если белки, использованные для создания вакцины, снова мутируют. «Нам необходимо атаковать опухоли со множества разных сторон», – заявляет исследователь.
Источник: CBIO.RU