Нейробиологи из Кембриджского университетапришли к парадоксальному выводу: чем больше мы стараемся вспомнить что-либо, тем сильнее вредим своей памяти. В эксперименте участвовали несколько добровольцев, которые должны были вспомнить картинки, продемонстрированные им немногим ранее. За активностью мозга наблюдали с помощью магнитно-резонансной томографии, причём исследователи могли точно сопоставить определённое воспоминание и характерный для него рисунок мозговой активности.
Один из вариантов МРТ-сканирования мозга.
Сеансов вспоминания было несколько, и каждый раз нужно было сосредоточиться именно на конкретном образе, память о котором становилась всё ярче и ярче. Однако одновременно память о других вещах слабела: в статье в Nature Neuroscience авторы описывают, как вспоминательная активность коры мозга подавляла другую активность, поддерживавшую память о неактуальных образах. Иными словами, стараясь что-нибудь вспомнить, мы что-то обязательно забываем. Это можно наглядно представить на примере компьютера: например, как если бы мы, регулярно открывая папку «Документы», в какой-то момент обнаружили, что исчезла папка «Фото», которую мы открывали намного реже. В компьютере так, к счастью, не происходит, а вот в нашей памяти – да: одна её ячейка конкуретно подавляет активность другой.
Не стоит видеть тут только эволюционный недостаток мозга: оптимизация памяти позволяет избавиться от ненужных или плохих воспоминаний, которые не могут дать нам ничего, кроме стресса. С другой стороны, мы должны с большой осторожностью говорить о том, что мы «точно помним» и «точно не помним»: то, что мы вспоминаем чаще всего, вытесняет что-то, что в данный момент нам не требуется – и у этого процесса есть вполне определённый нейробиологический механизм. Наверно, потому и не стоит увлекаться выучиванием перед экзаменом какого-то одного особенно трудного вопроса – вы рискуете забыть даже то, что, казалось бы, хорошо знали.
Источник: НАУКА И ЖИЗНЬ