Обычно при создании вакцины, направленной хоть против вируса, хоть против бактерии, используют некие внешние молекулярные характеристики патогена, то есть те молекулы или фрагменты молекул, которые сидят в оболочке и смотрят во внешнюю среду. Такие маркеры могут быть узнаны иммунной системой, и именно по ним она способна отличить «своих» от «чужих». Научившись распознавать внешние молекулы патогена в вакцине, иммунитет потом будет готов во всеоружии встретить настоящую инфекцию.
Золотистый стафилококк — одна из самых проблемных современных бактерий.
Но бывает и так, что вакцина по какой-то причине не срабатывает. И тут даже не нужно вспоминать про ВИЧ: одна из самых распространённых и более чем неприятных бактерий, золотистый стафилококк, тоже как-то ухитряется оставить иммунитет с носом.
Золотистый стафилококк можно отыскать примерно у трети населения Земли; его обычной резиденцией служит слизистая верхних дыхательных путей, то бишь носа. Мирным сосуществование бывает не всегда: в США каждый год госпитализируют до полумиллиона людей со стафилококковой инфекцией, и каждый год она убивает до 20 тыс. человек. Золотистый стафилококк вызывает широкий спектр болезней, вплоть до пневмонии и сепсиса. При этом бактерия часто обладает устойчивостью к антибиотикам (самый известный в этом отношении штамм — MRSA), так что вакцина против Staphylococcus aureus действительно более чем нужна.
Но такой вакцины нет, при всех усилиях, а год назад, например, очередная неудача постигла фирму Merck — несмотря на все миллионы, потраченные на её создание. Но, может быть, наука просто выбрала не тот путь? По словам Патрика Шливерта (Patrick Schlievert) из Айовского университета (США), во всех вакцинах обычно используется либо один-единственный белок из клеточной стенки S. aureus, либо молекулы из защитной капсулы бактерии. В своей статье, опубликованной в Journal of Infectious Diseases, он и его коллеги предлагают другой подход: их вакцина сделана на основе суперантигенов и цитолизинов. Эти белки во многом обуславливают инфекционность бактерии и те симптомы болезни, которые она вызывает, но, что более важно, это не поверхностные белки бактерии, хотя и секретируются наружу.
Когда исследователи ввели кроликам вакцину с внутренними белками S. aureus, а потом заразили животных самой бактерией, то из 88 кроликов погибли лишь два. Если же вакцину не вводили, то из 88 животных выживало только одно. То есть, несмотря на то что белки были выбраны такие, которые иммунитет вроде бы не должен ассоциировать с возбудителем, вакцина тем не менее оказалась более чем эффективной.
Но мало того — в дополнительных экспериментах авторы работы обнаружили, что обычная вакцина, использующая поверхностные белки S. aureus, не только не помогает справиться с инфекцией, но даже усиливает её. Если кроликов вакцинировали поверхностными белками бактерии, то после введения им живого штамма MRSA все животные (пять из пяти) погибали в течение 6 часов. Если же вакцину не вводили, то все кролики оставались в живых на протяжении по меньшей мере четырёх дней. (Хотя тут стоит заметить, что такое количество животных, возможно, не даёт должной статистики.)
Впрочем, эти результаты не стали такой уж неожиданностью для исследователей, у которых хватало данных в пользу того, что поверхностные белки золотистого стафилококка не слишком хорошая основа для вакцины. Эти белки способствуют агрегации бактерий в крови и путях дыхательной системы, и антитела могут эту агрегацию лишь усилить, что увеличивает и вред, наносимый бактерией.
Авторы работы также уверены, что их результаты можно хоть сейчас проверять на людях, поскольку экспериментировали они на кроликах, а человеческая и кроличья иммунные системы более сходны в реакции на инфекцию, чем, например, человеческая и мышиная. Однако, по мнению других учёных, это слишком смелое утверждение, чтобы его можно было принять как руководство к действию.
Впрочем, нет никаких сомнений в том, что обычные вакцины не подходят для борьбы с золотистым стафилококком, что мы чего-то не знаем о взаимоотношениях этой бактерии и нашей иммунной системы, поэтому такая парадоксальная вакцина, основанная на суперантигенах, действительно может стать спасением от одной из самых распространённых инфекций.
Источник: КОМПЬЮЛЕНТА