Генетически модифицированные иммуноциты могут ввести в ремиссию агрессивный тип лейкемии – таков результат испытания, проведённого на пяти пациентах с острой лимфобластной лейкемией. В испытании у пациентов извлекались Т-лимфоциты, затем модифицировались и вводились назад пациентам. В данном случае Т-лимфоциты были модифицированы так, чтобы экспрессировать рецептор для белка который находится как на здоровых (В-лимфоциты) так и на злокачественных клетках.
Использование метода уже было положительно опробовано на хронической лейкемии, но относительно того, эффективен ли он против быстро развивающейся острой лимфобластной лейкемии (показатель смертности более чем 60%), были сомнения.
Онкологи из Memorial Sloan-Kettering Cancer Center начали лечение пациента – 58 летнего мужчины, которому уже не помогали препараты для интенсивной химиотерапии. К этому моменту 70% костного мозга пациента были злокачественными клетками.
Renier Brentjens, Michel Sadelain и их коллеги извлекли Т-лимфоциты пациента и модифицировали их так, чтобы клетки экспрессировали химерный антигенный рецептор (chimeric antigen receptor или CAR), специфичный к клеткам, несущим на поверхности белок CD19. Поскольку CD19 присутствует и на здоровых и на злокачественных В-лимфоцитах, модифицированные Т-клетки уничтожают оба типа лимфоцитов. Однако, без В-лимфоцитов пациенты жить могут.
Через две недели после процедуры пациент показал признаки выздоровления. Лечение ввело рак в ремиссию — так же как это сработало для четырех других пациентов. «Сто дней спустя этот пациент стабилен», - комментирует Brentjens. Таким образом, этот мужчина получил право на пересадку костного мозга. Четыре из пяти пациентов чувствовали себя достаточно хорошо, чтобы получить новый костный мозг; состояние последнего пациента дестабилизировалось, и он не может претендовать на пересадку.
Тем временем исследователи из Медицинской школы Пенсильванского университета (США) придумали, как можно добиться высокой противораковой избирательности иммунных клеток. При иммунотерапии используют Т-клетки, снабжённые так называемым химерным рецептором антигена (CAR). Этот белок состоит из двух частей: одна узнаёт раковую клетку, вторая усиливает иммунный ответ. Если на пути такой модифицированной Т-клетки возникала здоровая клетка, но с раковым белком, то иммунный ответ всё равно запускался и постепенно усиливался.
Первое, что сделали Дэниэл Пауэлл с коллегами, — отделили одну часть белка от другой. То есть теперь рецептор CAR только узнавал раковый белок, но эскалации иммунного ответа не происходило. Клетки с таким рецептором были бы почти бесполезны, если бы исследователи не снабдили их вторым CAR-рецептором, реагирующим уже на другой мембранный белок раковой клетки.
Теперь реакция клетки зависела не от одного «вражеского» белка, а от двух — удвоение раздражителя как раз и усиливало ответ. Т-клетка видела один раковый белок, запускала иммунный ответ, потом видела второй раковый белок, убеждалась, что запущенный ответ правильный, и усиливала его. Вероятность того, что сразу два раковых белка появятся в здоровой ткани, была очень невелика, и исследователи тем самым убивали двух зайцев: добивались специфичности и интенсивности иммунного ответа.
Авторы работы сравнили сконструированные ими антираковые Т-клетки и обычные антираковые Т-клетки на мышах с человеческой опухолью яичника. В статье, опубликованной в Cancer Immunology Research, они пишут, что и те и другие обеспечивали одинаково интенсивный иммунный ответ на рак, но при этом Т-клетки с двойной белковой чувствительностью (в отличие от обычных) вообще не атаковали нормальные ткани. В целом эти новые Т-клетки уже могут быть использованы в противораковой иммуннотерапии, дело лишь за их клиническими испытаниями.
Эти и подобные им техники имеют шансы на успех. Так в августе прошлого года было заключено сотрудничество между лекарственным гигантом Novartis и группой исследователей, начавшей впервые использовать технику модификаций Т-клеток. Кроме того было открыто несколько биотехнологических фирм, сосредоточившихся на технике CAR.
Источник: КЛАССИЧЕСКАЯ И МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ