Мы привыкли ассоциировать иммунитет с кровью: Т- и В-лимфоциты путешествуют по кровеносным сосудам, антитела плавают в плазме крови, да и сами инфекционные агенты распространяются по телу через кровоток. Соответственно, когда нужно сделать прививку, вакцину вводят в кровь: убитые или полумёртвые бактерии и вирусы в вакцине настроят иммунные клетки крови на распознание новых патогенов. Но самые первые, противооспенные вакцины применялись уже тогда, когда не было ещё ни шприцев, ни игл для подкожного или внутримышечного введения. Поэтому вакцинацию осуществляли, попросту царапая кожу. Собственно говоря, такой способ вакцинации применяется и сейчас. И, как пишут в журнале Nature исследователи из Гарварда (США), в действительности вакцинация через кожу может быть гораздо эффективней, чем через кровь.
Благодаря вакцине специальные Т-клетки — Т-клетки памяти — запоминают новый патоген, и когда в организм попадает уже настоящая инфекция, то иммунитет реагирует быстрее и действеннее — благодаря тому что информация об этих чужаках имеется в «базе данных».
В 2004 году исследователи выяснили, что у нас есть два типа Т-клеток памяти: одни плавают в крови, другие распределены в коже, желудке, лёгких и относительно неподвижны. Смысл этой фракции Т-клеток памяти вполне понятен: они находятся в органах, которые непосредственно контактируют с внешней средой. Затем оказалось, что такие резидентные Т-клетки могут поддерживать иммунный ответ даже при отсутствии своих «обычных» напарников, плавающих в кровотоке.
В новой же статье исследователи показывают, что резидентные Т-клетки (под которыми будем понимать и кожные, и лёгочные, и прочие Т-клетки такого рода) справляются с иммунной защитой даже лучше, чем обычные, путешествующие в крови Т-лимфоциты. Учёные вводили мышам вакцину против оспы, но делали это так, чтобы у животных активировались либо только циркулирующие кровяные Т-клетки памяти, либо только резидентные, либо оба вида вместе. После этого мышей заражали уже настоящим вирусом и смотрели, в каком случае иммунитет быстрее справится с инфекцией. Резидентные Т-клетки выиграли это соревнование с лёгкостью: инфекция исчезала за 6 дней. Если у животных были активированы только циркулирующие Т-клетки, изгнание вируса занимало целых 20 дней (вообще без прививки животные выздоравливали за 25 дней). Исследователи также показали, что в случае резидентных клеток информация о возбудителе не ограничивается местом вакцинации, а распространяется по всей коже. Повышенная боевая готовность сохранялась ещё полгода, но и при последующих заражениях у животных отмечался высокий уровень Т-клеток памяти.
Клеткам кожи приходится постоянно иметь дело с повреждениями и незаконными проникновениями, поэтому логично, что иммунная система держит в коже весьма многочисленный боевой гарнизон защитных клеток. Исследователи полагают, что не мешало бы пересмотреть существующие схемы вакцинации: современные вакцины нацелены на активацию В-клеток, производящих антитела, и Т-клеток памяти, циркулирующих в крови, при этом упускается из виду периферический отдел иммунитета, находящийся в коже, желудке и лёгких. В то же время вполне возможно, что как раз «кожный» иммунитет из-за своей агрессивности служит главным виновником аутоиммунных заболеваний, таких как псориаз или астма. Что, разумеется, даёт лишний повод обратить на этот отдел иммунной системы особое внимание.
Источник: КОМПЬЮЛЕНТА