17 апреля на общественных слушаниях в Государственной Думе обсудили проблемы законодательного обеспечения использования возобновляемых источников энергии, а также роль биотоплива из непищевого сырья в обеспечении энергетической и продовольственной безопасности России. Это может стать началом реализации в нашей стране ряда крупных проектов. Слушания проводятся по инициативе Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» и Общероссийского общественного движения «Экосфера», и Общественной палаты РФ.
Эксперты убеждены: мировой кризис и резкое падение цен на углеводороды не сняли с повестки дня вопросы освоения возобновляемых источников энергии, а именно биомассы. Из истории хорошо известно, что именно в период, когда традиционное ископаемое топливо становится дешевле, возникает уникальная возможность обеспечить необходимую базу для того, чтобы в следующей за кризисом фазе развития экономики выйти на новый уровень производства энергии и энергопотребления в стране. И именно Россия, пожалуй, более других стран столкнувшись с последствиями глобальной рецессии, имеет сегодня все возможности для перехода на новый технологический уклад и обеспечения тем самым прочных позиций в новой экономике XXI века за счёт развития и применения последних достижений в области биотехнологий.
Биотехнологии - одно из главных научно-практических направлений текущего века. Мировые финансовые круги, руководители государств, авторитетные учёные и общественность уже признали этот факт. Об этом говорят капиталовложения в отрасль - если в 2004 г. рынок биотехнологической продукции в мире составлял около 40 млрд долларов, то уже к 2010 г. его объём превысит 2 трлн долларов.
«Парламентская газета» попросила известных учёных и специалистов дать экспертную оценку развитию биотехнологий в России.
Евгений Велихов
академик РАН
Сегодня идей у нас много, но их реализация требует, с одной стороны, участия руководства страны, с другой - частного бизнеса. Поэтому от обсуждения огромного диапазона проблем, которые вообще стоят перед Россией и решаются возможностями биотехнологий, хотелось бы перейти к обсуждению конкретных проектов. Один из самых интересных на сегодня проектов в области практических биотехнологий представляет «Корпорация биотехнологии». Он как раз является результатом совместных усилий Государственной корпорации «Ростехнологии», частного бизнеса и науки.
За последнее время на различных уровнях и площадках прошло не одно обсуждение перспектив развития в России биотехнологий, и одним из главных выводов таких дискуссий стало общее мнение о том, что именно сейчас необходимо поддержать развитие отечественных биотехнологий в контексте обеспечения различных аспектов национальной безопасности. В частности, только одна комплексная переработка возобновляемого сырья (биомассы) позволит России не только создать внутренний конкурентоспособный объём высокотехнологичной продукции и снизить импортозависимость экономики России в ключевых отраслях, но и за счёт замещения углеродного топлива на внутреннем рынке биобутанолом «продлить» наш экспортный углеводородный потенциал на десятилетия. В качестве примера можно привести следующие цифры - если заменить только внутреннее потребление нефти на 30 процентов биотоплива, то срок использования запасов нефти может увеличиться почти в два раза! А исчерпаемость запасов углеводородов - факт доказанный.
Имеющиеся в России объёмы биомассы оцениваются специалистами в 3 миллиарда тонн, и всё это - возобновляемые источники энергии. Основные непищевые источники сырья - это, во-первых, отходы сельского хозяйства, лесной и деревоперерабатывающей промышленности, фрезерные слои торфа (Россия - первая страна в мире по торфу, который не используется, поскольку нет эффективных решений, как его добывать и сушить). А во-вторых, это муниципальные бытовые отходы.
К 2030 году, по прогнозам Международного энергетического агентства, потребность в энергии в мире вырастет на 60 процентов. У нас есть все предпосылки для того, чтобы обеспечить эту потребность.
Илья Моисеев
академик РАН, Институт общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина
Этанол в России - не энергоноситель. Из бензина, содержащего этанол, сразу после того как цистерна покинет завод, этанол, другими словами, спирт, может быть выделен очень простой операцией. Вот почему производители так называемого топливного этанола сегодня озабочены тем, как его сделать социально безопасным.
Возьмём бутанол. Во-первых, он не является новостью для химической промышленности. На заре её развития химики уже использовали бутанол, так называемый нефтехимический бутанол.
Ориентируясь на производство и продажу биобутанола, мы можем получать биобутанол существенно более дешёвым, чем нефтехимический бутанол. Это важно, тогда есть перспективы. Почему я говорю о перспективах? Вообразите, что пока мы создаём производство биотоплива, физики наконец-то запустили токамак или хотя бы научились очень экономично электролизовать воду, получать водород. Тогда все эти игры с биотопливом станут вроде бы не нужны. Нет, это не так. Если будет дешёвый биобутанол, то откроется новая перспектива использования биоресурсов. Выходящая далеко за пределы только топливного рынка.
Новая отечественная технология за счёт уникального процесса подготовки сырья, включающего сверхтонкое измельчение и активацию, а также технологии гидролиза биомассы с использованием новых отечественных ферментов, решает проблему комплексной переработки биомассы. Более того, получаемые продукты могут использоваться не только и не столько в энергетике, но и в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, фармацевтике.
Пётр Каныгин
кандидат экономических наук, генеральный директор ОАО «Корпорация биотехнологии»
Сегодня мы говорим о возобновляемых источниках энергии, которыми богата Россия. Однако мы никак не используем этот колоссальный ресурс. Важно и то, что эти ресурсы преимущественно сосредоточены в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Если мы сегодня не будем осваивать Сибирь и Дальний Восток, их будет осваивать кто-то другой. И это может произойти в ближайшее время.
Мировой кризис не отменяет необходимость всесторонней модернизации, а наоборот, требует скорейшего осуществления инновационного курса с гораздо большей интенсивностью, настойчивостью и решительностью. Необходимо выйти на новый технологический уклад экономики, необходимы меры государственной поддержки, в том числе и законодательной, для ключевых отраслей, предприятий, от которых зависит национальная безопасность.
Как это ни странно звучит, именно сейчас, когда вокруг рушатся экономики ведущих западных стран, у России существуют реальные возможности для вывода на качественно новый уровень национального аграрного сектора, преодоления экстенсивного и инерционного сценария развития не только сельского хозяйства, но и такой важной и острой отрасли, как фармацевтика.
Уже сегодня в нашей стране есть технологии, способные обеспечить эффективное производство отечественных кормовых дрожжей, содержащих до 52 процентов сырого протеина с не более чем 3-процентным содержанием сырой клетчатки. Это позволит создать российский рынок высокобелковых кормов для сельского хозяйства и снять наше животноводство с «кормовой соевой иглы».
Что касается фармацевтической отрасли, то предложенные технологии позволят преодолеть зависимость от импорта лекарств и сырья для их производства. Объём фармацевтического рынка России по итогам 2007 года составил 313 млрд рублей. При этом 80 процентов лекарственных препаратов на рынке - импортные, а более 92 процентов отечественных препаратов произведено из импортных субстанций. Доля инновационных отечественных лекарств на рынке составляет менее 1,0 процента. Кроме того, все антибиотики, представленные на российском рынке, на 100 процентов иностранного производства. Мы можем переломить эту ситуацию.
Николай Нифантьев
профессор, Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН
Очень важно, чтобы среди направлений комплексной переработки растительного возобновляемого сырья и производства биотоплива мы не забыли и про другую не менее важную задачу - производство лекарственных препаратов растительного и особенно древесного происхождения.
Пока используется очень малая часть из этих ценнейших соединений, а продуктом самой глубокой переработки древесины пока является только активированный уголь. Даже камфора, важнейший лекарственный препарат, в настоящее время не выпускается в нашей индустрии. В последние годы начаты небольшие производства антиоксиданта дигидрокверцитина (витамин Р), а также полисахарида арабиногалактана. Этого явно недостаточно. Не производятся пренолы, лигнаны, терпены, гликозиды и многие другие ценнейшие продукты для медицинской и пищевой промышленности и сельского хозяйства. Необходимо и срочное восстановление бывшего в СССР производства фитостеринов. К ним относится и очень важное вещество - бетулиновая кислота. В последнее время на её основе под руководством академика Генриха Толстикова созданы очень перспективные противовирусные препараты, в том числе и для лечения ВИЧ-инфекции.
Трудно спорить с тем, что стабильное и самодостаточное функционирование в стране таких на первый взгляд разных рынков, как энергетический, продовольственный и фармацевтический, в немалой степени гарантирует её национальную безопасность. Но ещё более неоспорим тот факт, что именно развитие биотехнологий может в комплексе решить накопившиеся проблемы этих секторов российской экономики.